Программа «Технологии для бизнеса» с президентом Sitronics Group Николаем Пожидаевым
Гюнель Мамедова: Сегодня мы поговорим о том, что из себя представляет IT-рынок, какие направления сегодня выделяются, но в начале нашей беседы расскажите нашим зрителям о вашей компании.
Николай Пожидаев: Sitronics Group довольно давно присутствует на IT-рынке и выросла из решений для умных городов. На сегодняшний день компания представляет из себя несколько направлений — мы продолжаем развивать направление умных городов, мы — очень активный участник рынка видеонаблюдения, видеоналитики, и мы очень много интегрируем решений.
Также мы производим и сами решения для цифрового города и инфраструктурных в том числе. Кроме того, мы активно занимаемся разработкой для ряда отраслей промышленности, самые известные на сегодняшний день наши разработки связаны с транспортной логистикой, а именно с морской логистикой.
Компания является, можно сказать, ведущим разработчикам системы автономного судовождения, как судовых систем, так и береговых систем. Не так давно мы вошли в рынок спутниковых систем, которые являются комплиментарными разработкам для моря. Также мы ведем разработки еще для целого ряда отраслей: системы управления для нефтегазовой отрасли, для энергетики. Мы работаем с беспилотниками, разрабатываем различное количество «железных» решений, активно участвуем в программе импортозамещения. Большая часть наших решений заранее проектируется для того, чтобы быть априори отечественными. Поэтому линейка у нас достаточно широкая под разные задачи.
Гюнель Мамедова: Николай, в две тысячи двадцать первом году у вас обновилась стратегия компании, что изменилось в компании?
Николай Пожидаев: Основные изменения заключается в том, чтобы из интегратора стать вендором. Соответственно, мы вкладываемся очень активно в разработку собственных решений. Это, наверное, ключевое изменение. Второе изменение вытекает из того, что мы сфокусировались на определенных отраслях промышленности. Мы идем туда, где видим задел и видим возможности. Опять же история с автономным судовождением — по сути мы одна из трех или четырех компаний в мире, которая в принципе занимается этой историей, и здесь у нас очень хорошие позиции на сегодняшний день. Мы видим в этом направлении огромный потенциал. В России есть значительный объем рынка, который еще не охвачен. Северный морской путь — это приоритетная государственная задача, и мы очень активно участвуем в решении таких задач. Нам такие проекты нравятся.
Гюнель Мамедова: То есть цифровизация морской отрасли – это новое направление?
Николай Пожидаев: Да, одно из новых направлений. Мы замахиваемся на системы управления — что я под этим подразумеваю: на сегодняшний день в отраслях промышленности существуют какие-то свои системы и решения для одной частной задачи. А мы замахиваемся на систему управления, которая от начала планирования процесса до окончания реализации продукта охватывают всю совокупность процессов и действий. И при этом мы стараемся убрать оттуда ошибку человеческого фактора.
Гюнель Мамедова: То есть здесь включается предиктивная аналитика?
Николай Пожидаев: В том числе предиктивная аналитика, искусственный интеллект — это наше все на сегодняшний день, и мы очень активно используем эти технологии в разработках. Буквально за полтора года за счет слияний и набора новых команд увеличили свою численность в десять раз. Еще полтора года назад Sitronics — это сто с небольшим человек, то сегодня нас уже больше полутора тысяч. Команды разработки — значительная часть нашего прироста, и мы очень активно вкладываемся в разработку.
Гюнель Мамедова: У меня такой вопрос возник: а вообще на международный рынок вы также поставляете свои решения, как он отличается от российского?
Николай Пожидаев: Знаете, рынки на самом деле разные, потому что отношение людей разное. Могу пример привести, допустим, в отношении системы автономного судовождения. Если в России мы в первую очередь говорим об экономической целесообразности этой истории, то в мире первое на что обращают внимание наши зарубежные клиенты — это безопасность. Объяснение простое — по статистике больше девяноста процентов всех инцидентов на море случается из-за человеческого фактора, и наши системы помогают либо в принятии решений, либо полностью принимают решения на основании того, что система знает, что надо делать, и видит, что происходит вокруг. То в первую очередь на что в мире все обращают внимание — это резкое повышение безопасности судовождения. В этом, наверное, и есть отличие, хотя я могу сказать, что и наша страна все больше и больше на это обращает внимание, особенно в таких сложных для судоходства условиях, как Северный морской путь. Там безопасность — это основа основ.
Гюнель Мамедова: Развитие любой компании — это люди, это основа, расскажите, как вам удается построить такую эффективную команду в компании?
Николай Пожидаев: Это достаточно сложно на сегодняшнем рынке, потому что рынок с точки зрения IT-специалистов очень перегретый. Мы испытываем давление со всех сторон, то есть открывая новый офис разработки, мы в первую очередь смотрим на то, а что вообще в регионе происходит. Мы на сегодняшний день присутствуем практически в одиннадцати регионах страны, а офисов разработки у нас на сегодняшний день пять. Открывая новый офис, мы реально смотрим на то, насколько китайцы присутствуют в этом регионе, которые очень активно хантят российских IT-специалистов, или иные компании, то есть это проблема для всей отрасли. Но мы с ней живем и ее решаем.
Гюнель Мамедова: Кадровый голод вы, наверное, имеете в виду? А как вы его решаете, есть ли у вас свои образовательные программы?
Николай Пожидаев: Во-первых, мы подтянулись к нормам рынка, то есть мы предоставляем для наших сотрудников достаточно современные условия: работает и удаленная работа, и офис мы поменяли. Весь наш офис на сегодняшний день построен как коворкинговое свободное пространство, достаточно интересное получилось, с огромным количеством интересных «плюшек» для людей, которые могут в офисе очень комфортно себя чувствовать и работать. Во-вторых, мы меняем всю систему мотивации, понимаем, что люди IT-направления часто творческие, и нужно помогать им комфортно себя чувствовать. Еще одно направление — это наша работа с различными профессиональными сообществами и университетами, мы начали уже эту работу, первое соглашение у нас подписано в Тюмени, начинаем работать там с ребятами, и дальше идем по тем центрам в стране, которые нам интересны.
Гюнель Мамедова: А, вот, идеальный сотрудник у вас — это кто? Кого вы ждете в свою команду?
Николай Пожидаев: Мы ждем в свою команду людей, которые являются профессионалами, которые, несмотря на большие творческие задачи, творческие в том смысле, что в процессе реализации проектов они иногда трансформируются, будут чувствовать себя комфортно, потому что на сегодняшний день мир меняется вокруг нас так часто, так быстро, что нужно относиться к этому как к нормальной ситуации.
Гюнель Мамедова: Но и самое главное, чтобы глаза горели?
Николай Пожидаев: Это первое условие. Если у человека не горят глаза, то, к сожалению, это человек, который может какие-то рутинные процессы выполнять, но не креативить.
Гюнель Мамедова: Николай, сейчас очень популярная концепция еще есть – work-life balance. Как вы к ней относитесь и придерживаетесь ли вы ее?
Николай Пожидаев: Я прекрасно к ней отношусь, наша компания на сегодняшний день проходит стадию трансформации. Много компаний в России, еще даже большинство, наверное, придерживаются каких-то устоявшихся норм, правил и отношения к работе. Мы на сегодняшний день пытаемся уйти от этой истории, то есть как раз сознательно вводим удаленную работу для ряда категорий сотрудников. Людям так комфортней, людям так удобнее, люди так более производительно работают, поэтому зачем мы будем заставлять их ходить в офис. Нет, мы специально сделали офис такой коворкинговый — нужно собраться командой, пожалуйста, интерактив, кофе, чай – все, что нужно для того, чтобы нормально и эффективно пообщаться вживую. Главное, чтобы сотруднику было комфортно.
Гюнель Мамедова: Николай, в завершении нашей программы расскажите о планах вашей компании?
Николай Пожидаев: Мы будем продолжать наращивать разработку, да мы пошли в несколько проектов, которые потребуют от нас значительных усилий, в том числе и времени. Вот, одно из самых интересных направлений, которое мы сейчас начинаем активно развивать — это космическое направление. Мы вошли в компанию, которая занимается производством спутников. Мы создаем ряд сервисов, которые можно будет использовать на основании спутниковых данных, вот сейчас занимаемся строительством наземной инфраструктуры для приема спутниковых данных, ну, и, собственно, развиваем спутниковую группировку. Мы считаем, что частный космос — это очень перспективная история, она в мире нашла свою нишу. В России мы еще только в начале, но мы абсолютно уверены в том, что это очень перспективное направление.
Гюнель Мамедова: Николай, очень амбициозные цели, мы желаем вам и вашей компании больших успехов!
Николай Пожидаев: Спасибо большое!
ТЕЛЕКАНАЛ ПРОБИЗНЕС